On-Line консультация
У Вас появился вопрос? Не теряйте времени. Задайте его нашим специалистам!

- Жанна (врач-сурдолог)
- Алексей (администратор)
147649162 - Евгения (реклама)

twitter

слуховые аппараты QR код

Визитная карточка центра слухопротезирования Лига Слуха (QR код)
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи Благо
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи  «Благо» был создан в 2002 году по инициативе правительства Москвы. Это образовательное  учреждение призвано оказывать поддержку по реабилитации и социальной адаптации детей от совсем маленького возраста (несколько месяцев) до 18 лет. О специфике работы и проблемах, с которыми приходится сталкиваться, с корреспондентом "Аудио Инфо" поделился директор центра Михаил Любимов.

Путь наверх

Проблемой старой сложившейся во времена Советского Союза системы образования было, по мнению Михаила Любимова, стремление полностью отделить детей с ограниченными возможностями от здоровых. Методы коррекции были разработаны отечественной школой дефектологии из расчета именно на такую систему. Государство создало систему специальных учебных заведений и трудоустраивало выпускников, обрекая тех. безотносительно их потенциальных возможностей, на низко квалифицированный труд.
Сегодня, когда общество кардинально изменилось, в России, как и в странах Европы, развивается иная тенденция. Поскольку ответственность за трудоустройство лежит либо па самом инвалиде, либо на его родителях, принципиальным является тот уровень образованности и социальной адаптации, которого смог достичь человек, имеющий ограничения по здоровью. «Для меня, - говорит Михаил Любимов, - образование – это,  прежде всего, инструмент социального лифта и социальной мобильности». Помочь человеку развить себя вопреки своим ограничениям, подготовить его для равноправного взаимодействия, а также попытаться изменить саму систему, чтобы она могла воспринять людей с ограниченными возможностями, как равных, - в этом видит главную задачу директор Центра.
Не случайно, что именно ему поступило предложение возглавить восемь лет назад такой центр, который был бы эффективным в новых условиях. Сам. проработав 17 лет учителем русского языка и литературы в школе для слабослышащих, имея два высших образования, дефектолога и психолога, он от рождения является инвалидом 4 группы по слуху Его главная идея переход от коррекционного воздействия к максимально возможному компенсаторному.

Технология помощи

В своем центре он объединил 37 специалистов: педагогов и врачей. Среди его сотрудников: сурдопедагоги, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги и врачи – аудиологи, психиатр и невролог. Все эти специалисты не ограничены работой только в самом центре «Благо». Некоторые из них совмещают ее с работой в поликлинике, другие - с работой в общеобразовательных школах по сопровождению детей, включаемых в массовые классы. Также директор центра, по его словам, стремится к тому, чтобы большинство сотрудников были заняты научной деятельностью. «Те приемы, которые мы используем, они успешны. Эти приемы должны иметь теоретическое обоснование. Та наука, которая у нас была - дефектологическая, она очень сильная. Ей несколько десятков лет. Старые методы есть, но их недостаточно. Нужны новые фундаментальные знания, которые взаимодействовали бы со старыми», - говорит Михаил Любимов. Что входит в понятие максимально возможной компенсации, о которой говорит директор Центра? Помимо технического обеспечения, то есть, использование слуховых аппаратов и диагностического оборудования - это, прежде всего, увеличение времени, проведенного ребенком со специалистом врачом или педагогом индивидуально. Так, в течение недели ребенок может встречаться, например, с сурдопедагогом, логопедом и психологом. Но главное - это обучение родителей ребенка с ограниченными возможностями.
Родители проводят с ребенком большую часть времени, и многие даже не знают, как с ним общаться и как себя вести максимально эффективным для ребенка образом. Между тем, именно благодаря грамотной и постоянной родительской заботе, ребенок может реализовать свой потенциал. «У ребенка могут быть проблемы с мотивацией, и тогда он может пойти по инвалидному пути, - говорит Михаил Любимов. - Задача родителей - это преодолевать». Кто-то из детей, обратившихся в Центр, посещают смешанные группы в детских садах, кто-то ходит в специализированные учебные заведения только для детей с отклонениями по слуху. Независимо от их уровня и ограничений, они получают в центре «Благо» дополнительную помощь. Эта помощь не прекращается и тогда, когда ребенок уже достиг хорошего уровня в своем развитии. Главная задача ребенка же, как пациента центра, выйти на тот уровень, который позволит ему на равных общаться со сверстниками и посещать массовые детские сады и школы. И в будущем реализовать себя в профессии и в обществе. «Мы включаем ребенка с проблемами по слуху в одну из школ нашего района, в которой учатся обычные дети. Это не специальные классы, ни в коем случае. Один, максимум два включенных в класс ребенка. Это и есть, по нашему мнению, инклюзия.- говорит Михаил Любимов. - Любая школа может иметь двух специалистов- психолога и логопеда, которых мы снабжаем методическими материалами по работе с нашими детьми. Плюс к этому, наш сурдопедагог продолжает сопровождение ребенка в школе. Но самое главное, мы делаем партнерами ученический и педагогический коллектив. В первую очередь, мы объясняем на семинарах, которые проводят наши специалисты, в чем особенности наших детей. Наша служба достаточно мобильна, и мы могли бы делать то, что мы делаем, в масштабах всей Москвы, но, к сожалению, наши ресурсы не такие большие».
В учреждении ежегодно получают постоянную психолого-педагогическую помощь более 100 детей с нарушенным слухом и их семьи. Из них: 12% детей раннего возраста. 75% детей обучаются в системе специального дошкольного и школьного образования. 13% детей учатся в системе общего образования. «Кроме того, - отмечает Михаил Любимов, -  мы обслуживаем до 300 детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи, а также оказываем помощь обычным детям, имеющим психологические проблемы и обучающимся в дошкольных и школьных образовательных учреждениях нашего района. Ежегодно в Центре получают помощь до 1500 детей. Но основную работу Центр ведет именно с детьми, имеющими нарушения слуха. Наш центр абсолютно бесплатный и очень популярный среди родителей детей с нарушениями. У нас всегда есть очередь».

Трудности преодолеваются

Более 8 лет успешной работы позволяют коллективу центра «Благо» анализировать проблемы в своей области. Одна из них, по мнению директора, - недостаточное взаимодействие организаций, включенных в одно общее дело - адаптацию и реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья. Так. Михаил Любимов считает, что система специальной помощи и сопровождения детей должна взаимодействовать с системой здравоохранения и социальной защиты для совместного ведения банка данных об этих детях. Из-за отсутствия такого взаимодействия органы системы образования зачастую не могут вовремя оказать помощь детям раннего возраста с нарушениями слуха, так как они просто не располагают информацией, кто из детей нуждается в помощи. Между тем, именно психолого-педагогическая помощь родителям детей, имеющих проблемы слуха, могла бы предупредить переход дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность. Другой проблемой, решение которой не менее важно в данной области. Михаил Любимов назвал проблему подготовки  квалифицированных специальных педагогов и психологов. «Кадры, которые готовят педвузы страны, - говорит он, - ориентированы на работу лишь в специальных образовательных учреждениях. Актуальными становятся вопросы подготовки соответствующих кадров, повышения профессиональной квалификации и переподготовки, стажировок, научно-информационного и организационно-методического обеспечения, приобретения как отечественного, так и зарубежного психолого-педагогического опыта работы подобных служб».
Социализация ребенка-инвалида в системе нормальной образовательной и социальной среде, а не в среде специального образования, имеет, по мнению Михаила Любимова, огромный потенциал. Но лишь при соблюдении некоторых обязательных условий. А именно:
  • Необходимо опираться на отработанные и принятые профессиональным сообществом модели непрерывного маршрута ребенка-инвалида от стадии раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации в нормальной среде;
  • Важно отбирать способных детей с нарушенным слухом, имеющих обучаемых родителей;
  • Детей необходимо комплексно и индивидуально готовить к включению в массовые классы;
  • Интегрированные дети должны оставаться постоянным объектом наблюдения и консультаций, то есть они должны оставаться в системе специальной помощи и сопровождения;
  • Система специальной помощи совместно с общеобразовательной школой должна участвовать в подборе дальнейшего профессионального и высшего образовательного учреждения для ребенка.
Изменить среду - значит, сделать ребенка богаче

Опыт показывает, что лишь около 6% выпускников специальных образовательных учреждений могут трудоустроиться. Человек, пусть даже очень способный, находясь в локальном сообществе, вряд ли сможет выйти за свои рамки. «Однако избавляться от специальных учебных заведений нельзя, - считает Михаил Любимов, - потому что там учится много детей с дефектами, которые требуют большего времени и внимания специалистов. И массовая школа их не выдержит». Для других - инклюзия - попытка дать возможность развиваться тем, кто на это способен. Попытка помочь им максимально, а также попытка изменить само общество. Несмотря на то, что общество взяло курс на толерантность, многие отмечают дефицит терпимости и милосердия. «Самый сложный вопрос - считает Михаил Любимов, - это преодолеть формализм. Все начинается со школы. Школа не должна заниматься только образованием. Она должна еще выполнять ценностно-образующие функции. В Швеции мы обратили внимание, что детей учат быть счастливыми. Нет лишней нервотрепки, нет необходимости выучить 50 предметов. Поэтому сейчас делают компетентностное образование. То есть, вначале ребенку дают матрицу знания, а дальше он должен сам конструировать свое знание. Учитель является лишь интерфейсом между знанием и ребенком. Таким должно стать образование. Человек устроен так, что он все лишнее отбрасывает, он оставляет себе только то, что ему нужно в жизни».
 
< Пред.   След. >